Интервью с владыкой Петром в годовщину тезоименитства6 июля 2012 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Петра (Мансурова) во епископа Калачинского и Муромцевского.

Прошло два года. Корреспондент газеты «Благовещение» встретился с владыкой Петром и задал ему несколько вопросов:

– Ваше Преосвященство, почти два десятка лет Вы прослужили священником. Чем отличается служение в сане архиерея?

– Больше ответственности. Был один приход, а тут целая епархия, занимающая территорию восьми районов Омской области. Большинство из этих районов далеки от областного центра, и организация церковной жизни в них чаще всего неудовлетворительна. Но там живут люди, и подавляющее большинство имеют православные корни. И теперь за всех них на мне лежит ответственность перед Богом .

– И как это сказалось на Вашем служении?

– Если говорить о внешней стороне моего служения, то больше езжу. Калачинская епархия очень протяженная, и чтобы совершить круг по всем приходам надо проехать 2000 километров в течение недели. Трижды мы такой круг совершали с мощами святых угодников Божиих, которые посещали нашу епархию. Кроме этого часто посещаем приходы и благочиния. Все дороги уже изучили – они плохие и очень плохие. По спидометру получается, что за два года мы проехали более 100 тысяч километров.

– Это получается в около 5 тысяч километров в месяц?!

– Можно, конечно, разложить это расстояние и на дни и часы, но суть должна остаться евангельской: «И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мтф.5,41). Мы также объехали и проплыли лесные поселения вдоль рек, протекающих по территории епархии – Иртыша, Тары и Омки. Если я буду сидеть в Калачинске, не буду знать ситуацию.

– И как ее можно охарактеризовать одним словом?

– Я уже говорил, что в основном организация церковной жизни на территории епархии неудовлетворительна. Были у этого, конечно, и объективные причины, – не хватает храмов и материальные ресурсы приходов чаще всего никакие. Но это вторично. Главное – это то, что не хватает священников, а те которые есть не всегда могут, а некоторые даже и не хотят вести духовную работу среди детей и молодежи, заниматься катехизацией и миссионерской деятельностью. С батюшками надо работать да работать. Собственно говоря, чтобы это положение исправить и приблизить служение архиерея к людям и были организованы новые епархии.

– Владыка, а чем люди в вашей епархии дышат?

– Хорошим дышат, кто бы что ни говорил, отношение к Православию хорошее. Духовный потенциал людей в селе лучше, чем в городе.

– А в селе Окунево Муромцевского района тоже «высокий духовный уровень»?

– Окунево – это проект городской интеллигенции, со своими «пупами земли», «астральными мирами» и прочее. По сути, это тот же материализм, но одетый в оболочку псевдодуховности. Идеологов такого мировоззрения часто можно встретить среди людей, которых относят к «творческой интеллигенции». К сожалению, число потребителей такой «духовной пищи» в последнее время увеличивается. По нашим областным да и всероссийским каналам в прямом эфире регулярно выступают колдуны и экстрасенсы. Батюшка местный говорит людям, мол, это шарлатанство, а ему отвечают, а никто не говорил, что это плохо. Советская привычка, раз по телевизору показали, так и должно быть. Многие местные жители уезжают из Окунево из-за нашествия этих «чудотворцев». В каждом доме свое капища, свой «чудотворец» живет, с ума сходят. А местным надо жить нормально. Они уезжают, а приезжают туда городские, из Омска и даже других городов.

– Это проблема СМИ или чья еще?

– Это всего общества проблема. У нас в стране долго был период, когда навязывали другую идеологию – атеизм. Теперь мы пожинаем плоды атеистического воспитания. Оно оставило свой след, было долгое воздействие, особенно на детей, с детского садика начинали. Почему сейчас на Западе, где строят «новый» постхристианский, а по сути – содомский мир, делают упор прежде всего на воспитание детей? Почему в содомские однополые «семьи» отдают детей на усыновление? Почему Ювенальная юстиция действует с такой жестокостью, забирает детей из нормальных семей? Для чего это? Для того, чтобы воспитать по-новому. Нормальные родители воспитывают своих детей в тех же духовных ценностях, в которых воспитывались сами. Таким образом воспроизводится в поколениях духовная культура. Ребенка, воспитанного на таких духовных корнях трудно потом перестроить. А вот если забрать из семьи пораньше, то можно привить ему эту гниль и воспитать по-новому. Знаете, кто были самыми злыми врагами православной Византии? Янычары. А кто они такие были? Они были из православных семей, их забирали, воспитывали в исламе, делали из них воинов, и они были самыми жестокими в войнах с православными. Вот и сегодня хотят так же сделать. Отобрать детей и воспитать их через Ювенальную юстицию, чтобы потом за короткий срок создать новое общество, основанное на сатанинских «ценностях». А если семью не затрагивать и позволить ей самой воспитывать детей, то она вольно-невольно передаст своим детям тот духовный уклад, в котором воспитывались родители сами. Духовность на 90 процентов воспитывается в семье. Но нынешняя семья воспитанием часто вообще не занимается. Если духовности нет, то она не воспроизводится, а воспроизводится то, что дает компьютер, телевизор, улица. Как родители поступают, так поступают и дети. Одни берут за руку дите и ведут в церковь, другие не ведут.

– А Вас в детстве в церковь кто привел?

– При наречении меня во епископа я говорил, что, прежде всего, я бесконечно благодарен дорогим моим родителям, подарившим мне не только жизнь, но и веру. Их забота о моем духовном воспитании предопределила многое в моей жизни, а молитвы материнские оберегают меня и до сих пор. Из того далекого детства осталось яркое воспоминание: святая Почаевская обитель, почитаемый старец отец Иосиф и моя мама, просящая его со слезами обо мне, о своем неразумном чаде. А старец улыбается и слегка толкает меня в лоб со словами: «Ничего, он еще будет молиться». Позже, после блаженной кончины старца Иосифа, он был прославлен Церковью в лике святых как преподобный Амфилохий Почаевский. И сегодня, с благодарностью молитвенно воспоминая, прошу угодника Божия молитвенно поддержать меня на моем нелегком архиерейском поприще.

От редакции. От имени читателей газеты «Благовещение» поздравляем владыку Петра с днем тезоименитства – 12 июля– день апостолов Петра и Павла. Желаем душевного и телесного здравия и помощи Божией в нелегком архиерейском служении.

С владыкой беседовал
Геннадий КОНОФАЦКИЙ
по материалам газеты “Благовещение”)