20140822«Мы вправе ожидать плодовитого сближения между сторонами русской жизни: между Церковью и образованием. Если этого сближения еще не произошло, в этом никак не виновата религия, потому что Православие есть единственная религия, предоставляющая все условия для такого сближения»

К.Д.Ушинский

 

В Калачинске состоялась традиционная августовская учительская конференция.

В рамках ее работала секция преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), куда была приглашена и я, как член координационного совета по реализации этого курса. На совещании рассматривались актуальные проблемы в преподавании ОРКСЭ. Напомню, что этот предмет включает в себя изучение школьниками в 4 классе основ культуры ислама, буддизма, иудаизма, других мировых религий, светской этики, и, что особенно важно для нас – основ культуры православия. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, мировоззрением, нравственными установками.

20140822
Помощники благочинных по образовательной деятельности и катехизации являются связующим звеном между Церковью и общеобразовательными школами при выборе модуля «Основы православной культуры» (ОПК). И мы прилагаем определенные усилия в этом. В Калачинском благочинии, например, при участии специалистов отдела религиозного образования и катехизации Омской митрополии, в Комитете по образованию было проведено совещание с руководителями общеобразовательных школ на тему «Методологическая основа в преподавании модуля ОПК курса ОРКСЭ». Преподавателям ОПК оказывалась методическая поддержка со стороны помощника благочинного при подготовке ребят к православным конкурсам и мероприятиям.

20140822Но, как показывает практика, совсем непросто наладить сотрудничество с Комитетами по образованию муниципальных районов. Как правило, руководители Комитетов не разделяют позицию церкви в духовно-нравственном воспитании, опасаясь, что представители церкви займутся агитационной деятельностью, поэтому не предоставляются графики проведения родительских собраний в школах по выбору модулей курса ОРКСЭ. Если и делаются какие-то шаги к сотрудничеству, то они носят формальный характер. Например, в Калачинском комитете создан координационный совет по реализации ОРКСЭ, в состав которого включен и помощник благочинного, но ни одного заседания совета так и не было. Приятным исключением, пожалуй, в такой ситуации является Нижнеомское благочиние: многолетняя дружба и понимание со стороны руководителей муниципального образования и комитета по образованию, а также правильная позиция родителей позволили ввести предмет ОПК в 13 классах общеобразовательных школ (всего в епархии – в 27 школах выбран этот модуль).

Вот сегодня на секции преподавателей ОРКСЭ мы попытались разобраться, почему в нашем районе в подавляющем большинстве школы остановили свой выбор на модуле «Основы светской этики» и только в двух из них четвероклассники будут изучать основы православной культуры.

Педагоги подтвердили, что иные руководители школ различными путями пытаются минимизировать расходы на преподавание предметов курса и не «осложнять» себе жизнь дополнительными заботами о воспитании школьников, работой с родителями и сотрудничеством с конфессиями. Сложность представляет собой и то, что при выборе двух модулей, учитель вынужден одновременно вести занятия в классе и с теми, кто обучается светской этике, и с теми детьми, которые изучают основы православной культуры. Поэтому проще выбрать то, что выбирает большинство – светскую этику. Один учитель – один предмет.

20140822Как еще считают преподаватели ОРКСЭ, не все родители школьников оказались готовы к выбору предметов курса из-за вопиющей безграмотности в области религиозной культуры и этики. Некоторые из них выбирали предмет «светская этика», поскольку понимали под этим преподавание этикета или эстетики, а слово РЕЛИГИЯ их вообще настораживает. Звучало на секции мнение, что родители третьеклассников, выбирающие один из модулей, сами из поколения 90-х – «потерянного» поколения. Большей частью они инертны, живут по принципу «как все, так и я». Потому и слышишь на собрании: « Ну, раз все – за этику, так и я –тоже».

Выслушав всех, делаю вывод: нам, представителям церкви, чтобы изменить ситуацию, надо постараться как можно более полно информировать родительскую общественность о курсе «Основы религиозных культур и светской этики»и входящих в него предметах, чтобы в будущем родители могли совершить осмысленный и ответственный выбор, необходимо заключить договоры о сотрудничестве с комитетами по образованию, регламентирующие совместную деятельность в изучении предмета, прийти к взаимопониманию, важно наладить связь со школами. Придется еще много потрудиться, преодолевая укоренившиеся заблуждения, разъясняя людям, что в XXI веке Церковь, другие традиционные религиозные общины составляют полноправную часть современного российского общества.

20140822

Ольга Кухта, помощник благочинного по образовательной деятельности и катехизации