Во имя Отца и Сына, и Святого духа!  Сердечно поздравляю, дорогие братья и сестры, с воскресением Христовым – с этим радостным днем, в который причастились очень многие из вас. Это значит, вы проходите поприще поста и готовитесь к празднику апостола Пета и Павла. А сегодня церковь нам преподает Евангелие от Матвея, рассказывающее об исцелении. Исцеление заключалось в изгнании бесов, число которых было легион.

Иисус Христос изгнал их из двух одержимых бесноватых. Есть такая местность, там, на святой земле, где Господь находился со своими учениками. И вот они, проходя мимо одной пещеры, увидели там бесноватых. Я не знаю, все ли из вас видели, может быть, даже по телевизору видели этих людей, которые кричат не своим голосом. Часто бывает это, когда женщина кричит мужским голосом. Но голос, в любом случае, страшный, лишен всяких человеческих знаков, человеческого присутствия. Это не человек, а нежить. Это то страшное, что ходит за человеком.

И вот эти люди находились в пещере. В пещере – это значит вне поселения. Потому что их не могли связать даже железными прутами, то есть цепями. Они все разрывали, убегали. И вот один из них особенно был злой и который сокрушал все на свое пути, поэтому они жили в пещере. И вот, когда Христос проходил мимо них, бесы, в них содержащиеся, кричали: «Что ты пришел раньше времени нас мучить, господь Иисус Христос?».

Вот, видите, они его исповедовали, Сына Божьего. Они знали, кто он такой. Вот люди, апостолы. Но это был Промысел Божий. Надо было время, надо было им созреть, принять эту мысль о явлении в мир Спасителя, об истинной природе Иисуса Христа, его спасительной роли, той, которую он пришел исполнить. А бесы-то раньше это видели. И вот они сказали? « Зачем ты пришел раньше времени нас мучить?». И господь повелел, они и сами попросили. И они попросили, чтобы он их не изгнал в ад. Видите, даже бесам ад страшен.

А вот бывает иногда говоришь с человеком, какая угроза того, что человек не будет соблюдать Заповеди Божьи, какое может быть наказание. Говоришь:

- Ну, это же ад.

- Ну и что? И там тоже есть хорошие места.

Вот сейчас есть такие люди. Сам встречал таких людей. Вы видите, бесам даже самим было там страшно. Они даже были согласны, чтобы они вселились, когда Господь их изгнал из этих людей, в свиней. В стадо свиней, которое там паслось. И вот бесы, число которых было – легион, то есть очень много, больше 10 тысяч. Вот они вселились в это стадо. И тварь неразумная, которая подчиняется божественной воле, она взбесилась и бросилась с обрыва в океан. Видите, даже неразумная тварь, бессловесная тварь и то не может выдержать присутствия бесов. А как же человек это может выдержать?

Кто такие бесы и почему они в нас входят? Неужели мы, братья и сестры, такие слабые и беззащитные по отношению к ним? Так часто бывает, в церкви особенно. Иногда людей, не очень посвященных посещает такая мысль, что надо защищаться. В том смысле, что мы невинные, а бесы нас атакуют, бесы нас подвергают нападению. Это действительно так. Но не потому, что мы безвинные, а потому что мы винные. Потому что мы виноваты и потому что за каждым грехом стоит бес, которому мы подчинились, когда мы поддались на его увещевания.

Когда мы на его соблазн поддались. А там, будучи первозданным (мы с вами уже говорили об этом), когда он ясно видел того змея истинное обличие, видел добро и зло, мог отличить. Он видел ясными глазами.  Тем не менее, когда бес к нему подошел, он не имел права войти в человека. Он сначала с ним разговаривает. Это, как святые отцы называют, прилог.

Во как помыслы приходят к нам. Не в виде змея, а в виде помысла приходит дух нечистый, дух соблазнитель и говорит: «Соверши этот поступок, соверши это действие, скажи это злое слово, ударь или укради». Или еще что-нибудь, что противоречит заповедям божьим. И вот человек останавливается на этом помысле. Он может прийти, а вы его отогнали. Это одна ситуация. И причем это ситуация, в которой говорят, что нам надо так поступать.

А другая ситуация – это когда человек задерживается на этом помысле. И помысел прикрепляется к человеку. Дальше человек начинает его рассматривать: а действительно ли это так, а действительно ли это плохо. Вспомните, как они не поверили Богу, совершили грех. И Адам, и Ева стали смотреть на плоды добра и зла. И они увидели, что они приятны, что их можно скушать. То есть они уже поверили, их зрение стало помраченным, искаженным, неправильным. Вот так грех вошел в Адама. После этого он вошел в его волю. Это уже один бес. И так грехи один за другим входили в человечество по мере того, как человек жил той жизнью, про которую говорил апостол Павел: «То, что я хочу, – добрые заповеди исполнять – не делаю, а то, что не хочу, то есть зло, грех, я, к сожалению, не хочу, но, тем не менее, делаю». Человек уже не может не грешить, человек уже не может сопротивляться греху.

Особенно это было до пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа. Посмотрите, братья и сестры, беснование – это еще не окончательная глубина падения человека. Есть еще один, последний шаг, который описывается в сегодняшнем Евангелии.  Это состояние когда душа человеческая становится бесом.

Вспомните, что бесы сами – это ангелы бывшие. Те чистые ангелы, которые имели такую же свободу воли, как и мы с вами. И вот эти ангелы поддались увещеваниям. Первого ангела, который был самым сильным по духовной своей природе, но который согрешил, и грех был страшен. Он решил, что можно бороться с Богом, занять его место. И он стал сам сатаной. Увещевал дальше ангелов других. И часть ангелов отпали от Бога и стали называться бесами.

И мы же можем стать бесами. От этой бесноватости есть еще один шаг в глубину, когда уже безвозвратно. Эти бесноватые, как мы знаем, были излечены. А вот тот человек, который станет бесом окончательно, будет в том состоянии, которое называется гибель. Именно от этого беспросветного падения в глубину адскую и пришел спасти нас Господь Иисус Христос. И Христос исцелил и вылечил этих людей. И они стали осмысленно разговаривать, они стали нормальными людьми. И, в принципе, Господь пришел не только для того. Это был знак того, что он пришел излечить от беснования все человечество и спасти его. Потому что все человечество было подвержено осуждению, все уходили в ад: и праведники, и мученики, которых мучили за веру в единого Бога. Все они уходили в ад. И вот Господь пришел, чтобы изгнать не только из них бесов, но и из всех нас, из людей. Спасти каждого человека.

Сегодня, дорогие братья и сестры, можно так сказать по отношению к нам. Мы, когда грешим, тоже впускаем в себя беса. Мы должны помнить эту ответственность нашу за каждое решение нашей свободной воли. Мы часто говорим: «Мы немощны». Вчера мы об этом говорили, что мы немощны и не можем сопротивляться. Это неправда. Благодать божественная с нами. Та благодать, которая может изгнать и очистить нас всех. Одно решение за нами, одно слово за нами, когда мы решим своей свободной волей, что мы пойдем за Христом. И хоть немножко пострадаем. То, что Господь нам дает, по нашим силам. Поэтому, братья и сестры, будем уповать на Господа и помнить о нашей ответственности за состояние нашей души. И, в то же время, не бояться вот этих полчищ, которые нас, конечно же, обступают. Конечно– же, по нашим грехам они нас терзают. Через наши грехи, привычки и все прочее.

И тем быстрее мы должны, братья и сестры, с вами освобождаться. И есть способ, есть лечебница. Она называется исповедь. Когда человек своим разумом, своей волей, своими устами священнику (а, на самом деле, Богу) рассказывает: «Я в том-то согрешил, в том-то согрешил, в том-то согрешил». Если человек пусть даже не сразу справляется, но все-таки каждый раз, по мере нашего покаяния, сдвигается эта планка, сдвигается черта, которую бес переступить не может. Потому что мы свою волю воспитываем. Так, как маленькие дети. Но если мы падаем, то мы должны тут же вставать, не задерживаясь в этом грехе. Ни в коем случае не задерживаться с исповедью, потому что это единственный способ, через который Господь нас освобождает от этих павших духов, которые нас ведут в ад.

Поздравляю, дорогие братья и сестры, вас с этим праздником. Спаси всех Господи.