Церковь и система образования: от отчуждения – к сотрудничествуВ наши дни вновь обсуждаются вопросы использования тысячелетнего  опыта Православной церкви в воспитательной работе. Наши духовные пастыри сберегли для нас драгоценное сокровище – нравственные уроки Православия, его культурно-историческое наследие.

Нам нужно понять, что школа станет мертвой, а труд ее безотрадным, если она будет преподавать лишь некую сумму знаний.  Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной.  Свет веры и свет знания должны восполнять друг друга на благо духовно-нравственного возрастания детей.

Школа призвана противостоять пороку, разрушающему личность, воспитывать целомудрие, готовить юношество к созданию крепкой семьи, основанной на верности и чистоте. Церковь стремится содействовать школе в ее воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит будущее отдельных наций и всего человечества.

На всех нас лежит колоссальная ответственность за воспитание будущего поколения. Сегодняшняя реальность весьма остро ставит перед образованием проблемы, связанные с пропагандой ненависти и насилия, с попытками представить нормой пренебрежение к священному дару жизни, в СМИ ведется целенаправленное нравственное разложение и растление молодежи. Судьба России, ее будущее во многом в руках педагогов и воспитателей.  Главное – дух и содержание школы.

Церковь и система образования: от отчуждения – к сотрудничествуСегодня уже нет необходимости обосновывать очевидный факт, что Православная культура обладает огромным духовно-нравственным и художественно-эстетическим потенциалом, который может быть направлен учителем к внутреннему миру детей, может стать тем живым светом, который, по словам митрополита Филарета (Дроздова) согреет безжизненные знания, получаемые в школе.

Нужно отметить, что путь сотрудничества Церкви и органов образования идут по-разному в разных регионах России. Во многих центральных областях РФ духовно-нравственное наследие Русской Православной церкви введено в содержание школьного и национально-регионального компонентов. Более сложная судьба у курса «Православная культура России» за Уралом и в Сибири. Хотя в Свердловской области введен курс, ориентированный на отечественные историко-культурные традиции, «Истоки».

Церковь и система образования: от отчуждения – к сотрудничествуВ этих реальных условиях большое значение приобретают совместные просветительские и научно-практические конференции педагогов, работников культуры, социальной сферы и представители Православной церкви, Рождественские чтения, которые проходят в самых разных регионах РФ.

Сегодня, может быть, более, чем когда-либо важно формировать любовь к своему многострадальному Отечеству у молодого поколения, показать ему путь его развития без прикрас, но и без очернения. Именно на этом пути обретаются подлинные нравственные ориентиры: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч.22: 6).

Церковь и система образования: от отчуждения – к сотрудничествуЯрким примером такого сотрудничества является просветительская деятельность благочинного Черлакского района о. Михаила Швалагина.  На конференциях и круглых столах школ и гимназий района о. Михаил поднимает перед ребятами самые насущные вопросы, которые явно или тайно волнуют каждого подростка, молодых ребят.

“Для чего мы пришли в этот мир”, “В чем смысл жизни?”, как жить в наше непростое время, чтобы не потерять свою индивидуальность, сохранить ту искру Божию, которая заложена в каждом из нас, как развивать свои таланты, чтобы они несли окружающим людям добро и любовь.

Только в ноябре месяце встречи со старшеклассниками прошли в Николаевской и Краснооктябрьской, Татарской  школах, школы п. Черлак.

Церковь и система образования: от отчуждения – к сотрудничествуОчень ценным достижением является и то, что о. Михаил частый гость и на учительских конференциях. Например, встреча с учителями, реализующими комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Отец Михаил проанализировал учебники «Основы православной культуры», «Светская этика» и «Основы мировых  религиозных культур», ответил на вопросы учителей, сделал обзор  сайтов «Черлакское благочиние» и «Калачинская епархия». Кирюшкина Валентина Ивановна, методист МКУ «ИМРЦО» отметила: «В предложенной анкете многие учителя написали: «Беседы с батюшкой оставили положительные впечатления», «На следующем заседании объединения, хотелось бы опять продолжить разговор на духовную тему».

Заседание РП(М)О «Воспитательные технологии» прошло на базе МБОУ ДОД «Детский дом творчества». Заместители директоров  школ по воспитательной работе, педагоги-организаторы и старшие вожатые  под руководством Соловьёвой Ольги Васильевны, руководителя объединения обсуждали вопросы:

- Исторические предпосылки формирования гражданских и патриотических ценностей у россиян.

- Роль общественных объединений в гражданском и патриотическом воспитании молодёжи.

- Взаимодействие школы и социума по решению проблем воспитания патриотизма и гражданственности в условиях введения ФГОС.

После беседы с батюшкой представители школ выступили с предложением пригласить о. Михаила на родительские собрания в свои общеобразовательные учреждения.

  Можно сделать вывод – педагогам школ района просто необходимы такие встречи,  взаимодействие школы и Церкви должно стать постоянным. Целью этого взаимодействия является, прежде всего, совместное обеспечение педагогических условий для духовно – нравственного развития и воспитания подрастающего поколения.

Церковь и система образования: от отчуждения – к сотрудничеству

Использованы материалы Миссионерского сайта Черлакского благочиния