Рождественские чтения 2017Торжественная церемония открытия Чтений состоялась 25 января, в День памяти святой мученицы Татианы, в Государственном Кремлевском дворце, этому предшествовала Божественная литургия, совершенная в кафедральном Храме Христа Спасителя.

К сожалению, литургия состоялась без участия Святейшего Патриарха Кирилла, и, когда Его Святейшество появился на сцене Кремлевского Дворца съездов, был встречен радостной овацией собравшихся.

Места в президиуме заняли руководители министерств РФ, представители Совета Федерации и Правительства РФ. Приветствие Президента Российской Федерации Владимира Путина участникам форума огласил полномочный представитель Президента России А. Беглов.

Неожиданным для многих оказалось участие в крупнейшем церковно-общественном собрании министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Думалось, как этот человек, занятый проблемами мирового масштаба, нашел  время появиться здесь и о чем он может говорить? Однако выступление его, краткое и емкое, было созвучно заявленной теме Чтений –«Уроки столетия». Мы услышали о тех шагах, которые предпринимались в течение столетия, чтобы страна могла выжить в лихолетье и продолжать жизнь в мире по сей день. Продолжительные аплодисменты стали знаком благодарности за труд, который совершают непосредственно С. В. Лавров и его коллеги. Живым и интересным было выступление на церемонии открытия министра культуры РФ Владимира Мединского. Председатель Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации, Председатель Оргкомитета Международных Рождественских образовательных чтений Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий рассказал, как зародилась идея проведения Рождественских чтений 25 лет назад, как наполнялись они из года в год новым содержанием.

В этом году в мероприятиях в рамках международного этапа Чтений в Москве приняли участие свыше 18 000 участников из всех регионов России, представители ближнего и дальнего зарубежья. Более 50 архиереев возглавили работу направлений и секций.

Площадками проведения Чтений стали Совет Федерации и Государственная Дума Р.Ф., Общественная палата Р.Ф., здание Правительства города Москвы, Храм Христа Спасителя, храмы и монастыри Москвы, Патриаршие палаты Московского Кремля, синодальные отделы, МГУ им. Ломоносова и другие вузы Москвы, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный и Российский православный университеты, духовные семинарии, образовательные, культурные и духовно-просветительские центры, школы, музеи, театры, социальные учреждения ― всего около 70 площадок.

В рамках Чтений рассматривалось 12 направлений деятельности Церкви, самыми многочисленными были секции, касающиеся деятельности Церкви в сфере образования и катехизации. Здесь обсуждались проблемы воскресных школ, связанные со стандартизацией и аттестацией их, шел разговор о перспективах их развития, о методологической основе учебно-воспитательного процесса в воскресных школах. По словам Святейшего Патриарха, важно детям войти в полноту Церкви, а не формально получить сведения из Библии. Взаимоотношения человека с живым Богом – ключевая позиция. «Самое главное – научить ребенка жить в Церкви и сохранить  его в Церкви, в этом наша задача»,- сказал в заключительной речи Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, руководитель Синодального отдела.

Не теряет своей актуальности и тема реализации в школах модуля «Основы православной культуры». На диалоговых площадках делились своим положительным опытом епархии, где выбор родителями предмета ОПК составляет более 70%, а в Белгородской митрополии –все 100%! Причем, здесь на всех предметах есть компонента православия, и ОПК ведется уже со 2 по 11 класс. Конечно, решающий фактор – в партнерстве Епархии и местных органов образования.

На секциях было отмечено, что остаются проблемы, общие для всех епархий: занятия в воскресных школах в основном носят обучающий характер, приближенный к общеобразовательной школе, а важен еще и творческий подход, использование разного опыта работы; тестирование учителей ОПК показало, что большинство из них не в полной мере владеют нужными знаниями; нет связи с родительской общественностью; подростки уходят из Церкви…Проблем, действительно, много.

Тем не менее, интересные встречи, мастер-классы, возможность услышать авторитетных в православной педагогике людей - хороший задел для дальнейшей работы. Рождественские чтения не только дают информацию к размышлению, но и руководство к действию.

Ольга Кухта,
помощник епископа по образованию и катехизации