Совсем недавно в православной соцсети «Елицы» появился видеоблог «Доброе утро с протоиереем Андреем Ткачевым», благодаря чему его мудрые слова и напутствия стали еще доступнее. Начинают свой день с просмотра видеобращений отца Андрея уже тысячи пользователей интернета. Мы побеседовали с отцом Андреем, и попросили его рассказать о новом проекте, особенностях общения с разными аудиториями слушателей и главных нравственных угрозах сегодняшнего дня.

— Отец Андрей, в православной соцсети «Елицы» не так давно начал свою работу проект с Вашим участием — «Доброе утро с протоиереем Андреем Ткачевым». Расскажите, что это за проект и в каком формате он реализован?

— Основная цель проекта – сближение границ между гражданской и церковной жизнью. Уже много столетий, начиная с петровских реформ секуляризации, они расходятся как края раны, при этом все это время никто ее не сшивает должным образом. Церковь живет своей жизнью - благодатной, таинственной и мало кому понятной, а гражданская жизнь идет своим чередом. И даже те люди, которые живут в Церкви и Церковью, все равно скачут туда-сюда. Они заскакивают на время в церковную жизнь, затем выскакивают, решают какие-то свои вопросы, потом опять бегут в церковную, чтобы отогреться, почиститься, напитаться. В целом же, эти две стороны нашей жизни идут параллельно. Из гражданской жизни кричат в сторону Церкви: «Не лезьте к нам, занимайтесь собой, проповедуйте в своих храмах», а с другой стороны Церковь разными способами пытается приблизить к себе простого человека. Для того, чтобы достичь в этом каких-то результатов нужна серьезная информационная работа, поскольку самая главная борьба проходит именно в области идей, мыслей и слов.

Проект «Доброе утро» — это попытка заговорить с простым человеком о вещах, которые актуальны и важны для него, причем заговорить с ним на его языке, а не на языке профессора кафедры богословия. Каждое утро в сети «Елицы» я даю короткие видео-пожелания и напутствия на текущий день.

— Каким образом определяются темы для выпусков?

Темы для выпусков берутся, что называется «из кармана», из записной книжки, из прочитанной книги, из просмотренной передачи, из случайно услышанного разговора - из всего того, чем окружен обычный человек в своей обычной жизни и того, что его тревожит.

— На кого ориентирован этот видеоблог?

Говорить с человеком на его языке и о его проблемах - одна из стратегических задач Церкви, которая сблизит огромную массу крещеных людей с той Церковью, в которой они крещены. Соответственно, ориентирован проект «Доброе утро» на всех желающих. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется, мы говорим Слово в надежде на то, что будем поняты. Надеемся, что нас будет слышать не только крещеный и воцерковленный человек, но также крещеный и не воцерковленный, не крещеный, ищущий и просто случайный и не случайно захожий - так сказать, «заходите к нам на огонек».

— Почему в партнеры для этого проекта Вы выбрали соцсеть «Елицы»?

— Сеть "Елицы" полезна, безусловно, и для воцерковленной и для невоцерковленной публики. Эти аудитории не должны расходиться далеко друг от друга, нельзя чтобы одна часть народа жила какой-то глубоко церковной жизнью, а вторая - в десять раз большая - весело маршировала в преисподнюю, при полном безмолвии тех, кто знает, что их там ждет. Возможно, именно так и будет. Но только тогда, когда христианская церковь, описав большой исторический круг, вернется туда, где она была – к катакомбному существованию или к крайне малочисленным церковным общинам, противостоящим сумасшедшему миру, в котором уже и разговаривать будет не с кем. Пока же, Божьей милостью, Церковь не вернулась туда, где она была во времена апостолов, и у нас есть много друзей, помощников, сочувствующих, ищущих и желающих. Это доказывает, например, и недавняя новость, когда голливудский актер, японского происхождения, играя в современном фильме роль православного священника, так пропитался этой ролью, что принял православную веру. Это как раз та знаковая такая ситуация, при которой мы видим, что Бог рядом, что на дыхание Святого Духа откликаются люди разных национальностей, занятий и профессий. Кто-нибудь может жить в Иерусалиме, возле храма Христа Спасителя, возле Гроба Господня, и не верить в Христа, а кто-то рождается в Японии, потом живет в Голливуде, снимается в каком-то кино, а после приходит и крестится. Вот в этой «каше» мы и живем. Для того чтобы в благословенной «каше» уметь выуживать главное, нужна правильная информационная политика и проект «Елицы» является сегодня ее важнейшей составляющей.

Как мне кажется, проект «Елицы» ценен еще и тем, что он низовой - он пробивается травой сквозь асфальт, от инициативы простых людей, которые заняты своей работой, семьей, мирскими делами. У этих людей есть тревога об общем деле, о церковной жизни, которая и помогает им самоорганизоваться, отвечать на вызовы времени. Для иллюстрации: есть, к примеру, министерство культуры, мы понимаем, что оно не охватывает всю полноту культурной жизни в стране, да и не способно ни одно министерство охватить всю полноту вопросов, которыми оно призвано заниматься. При этом культура живет так «как Бог прикажет» — кто-то что-то рисует, какой-то поэт что-то по ночам пишет, кто-то читает, кто-то бережет памятники архитектуры, истаптывая ноги по инстанциям. Культура живет, а министерство министерствует. Очень часто бывает так, что сверху чиновник, даже самый талантливый и не безразличный чиновник, просто не успевает реагировать на вызовы времени. В это время снизу поднимается инициатива, и простые люди делают то, за что им потом говорят «спасибо» и ставят галочку в своем плане проделанной работы. Так и проект «Елицы» родился сам собой, и я надеюсь, что это хороший почин.

В этой глобальной сети, люди с разных точек планеты могут делиться друг с другом мыслями, книгами, впечатлениями, идеями, и, что самое главное, расти духовно.

— Отец Андрей, должен ли различаться язык общения священнослужителя с невоцерковленной публикой? Всем очень нравится то, как Вы точно, иногда резко и хлестко, но всегда понятно доносите свои мысли. Это сознательно выработанное качество, или это скорее Ваша врожденная отличительная черта?

— Нужно понимать, что все люди разные. Одно дело говорить с молодежью на их языке, и совсем другое говорить, например, с теми, кто сидит в тюрьме - очевидно, что это не язык Ахматовой, это другой язык, но тоже русский. Поэтому, при попытке поговорить с разными категориями наших соотечественников на разные темы, ты неизбежно говоришь на языке, понятном одной категории и не понятном другой. Неизбежно в этом случае возникает элемент раздражения, удивления или негодования, и это нормально.

Да, какие-то вещи могут звучать хлестко, но я уверен, что иначе сегодняшний человек ничего не услышит. Мы видим очень много примеров того, как красиво поставленная речь с хорошо выстроенными фразами бывает «ни о чем». Аккуратно и обтекаемо выстроенная, она окутывает слушателя, дает ему некое состояние комфорта. Когда же слушатель выходит из этого состояния словесного комфорта, и его спрашиваешь «а что ты понял?», то у него есть только чувство удовольствия от услышанного, но нет никакого смыслового понимания. И это следует расценивать как поражение, как неудачу. Другими словами, слушатель не дает себе труда анализировать сказанное, ему просто приятно слушать и потому он не делает никаких выводов. А слово «болевое» достигает большего эффекта. В этой связи очень актуально почитать пророков. Иссайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил – все они умели говорить очень нужные, но крайне неприятные вещи. Проповедник не должен льстить слушающему, он должен, как это ни пафосно звучит, угождать Богу и говорить людям Слово на пользу.

Нам не хватает сегодня этой культуры правдивой речи. Такой как говорил, например, Иоанн Кронштадский, только не избранные проповеди, где какой-нибудь редактор или корректор тщательно поработал, а все вообще подряд, что он говорил перед собратьями и духовенством, перед студентами вузов, перед гимназистами, перед простыми прихожанами. Он не ставил целью «чесать за ушком» у человека, он «брил», а не гладил.

— Как бы Вы определили главную нравственную угрозу для человека сегодня?

— Человек настолько сегодня перегружен информацией, что стал уже неумел в обращении с ней - ему угрожает отравление, информационная передозировка. И еще, неумение вычленить главное, т.е. угроза всю жизнь заниматься не тем, чем нужно. Непонятное звено в кем-то сложенной системе, «вечно делаю не то, не тогда, не там и не с теми».

Вот сегодня, пока мы с Вами говорим, кто-то где-то умирает. При этом большинство людей умирают не так как Серафим Саровский - на коленях и с молитвой, а в состоянии жуткого ужаса, с ни с чем не сравнимой болью в совести от того, что жизнь прожита, и все - конец. Прожита она не так, как надо, и уже нет возможности что-то изменить. Для того чтобы не плясать на горячей сковородке, нужно просыпаться! Духовное невежество и перегрузка ненужной информацией — это и есть главные опасности, угрожающие современному человеку.

— Отец Андрей, благодарю Вас за интересную беседу, и желаю успехов и помощи Божией во всех направлениях Вашей деятельности!

Беседовала Наталья Чиж
Благовест-Инфо