Рождественские чтенияПубликуем тексты нескольких докладов на региональном этапе Международных Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность”.

С докладом о роли православия в формировании личности ребенка выступил иерей Андрей Стасенков, руководитель епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации; о сложной и противоречивой личности Петра I рассказал протоиерей Сергий Черкасов.

Учащийся 9 класса Фомовский Илья поделился советами по воспитанию от Петра I, а музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 4» г. Калачинска Екатерина Алексеевна Хиль говорила о необходимости приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Иерей Андрей Стасенков,
руководитель епархиального отдела
по религиозному образованию и катехизации

Роль Православия в формировании личности ребенка

Тьма. И вдруг Свет. Родился новый Человек в мир, созданный Творцом и воспетый поэтами всех веков и народов. Каким ты будешь будущий житель и добрый строитель этого мира? Украсишь его своим рождением или огорчишь? Созиждешь или разоришь? И каков ты будешь сам изнутри – высок или низок, божественен или плотен, одет в добродетели или наг? Какой?

Как часто такие вопросы охватывают наше сознание. В первую очередь мы ищем ответ в том опыте жизни, который сами имеем. Оглядываясь на окружающий мир, холодеем от ужаса, который видим и в котором живем. Есть что-то страшное в духовном состоянии молодого поколения, в котором мы видим растущее число несовершеннолетних чудовищ. Мы ежедневно с ужасом читаем в газетах о преступлениях совсем еще детей, подростков. Насилия, убийства малолетними преступниками родителей, братьев или сестер никогда не совершались в таком количестве, и с такой жестокостью как в наше время. Может, они психически ненормальны? Напротив, мы узнаем, что они нормальны, имеют благополучных родителей, хорошо учатся, занимаются спортом, живут в достатке, не наркоманы и не отбросы общества. Откуда такое желание творить зло? И вдруг находим ответ – в отсутствии всестороннего формирования личности, сперва- во младенчестве, затем -в отрочестве и позже -в юношестве.

Причину роста преступности и способы борьбы с ней многие видят вне проблемы преодоления греха, но это совсем не так. Лишь Православие дает полный ответ о всех причинах падения и гибели личности. Начнем с того, что падение первых людей ввело грех внутрь природы каждого из нас, привнеся в нее разделение, которое преодолевается только благодатью.

Преп. Иоанн Дамаскин указывает, что в каждом человеке действует закон Божий, привлекающий к себе наш ум и возрождающий совесть, — и закон греха, то есть внушения лукавого, входящие через телесную похоть и склонность и ставящие неразумную часть души в состояние борьбы с законом совести. Человек желает закона Божия и любит его, а диавол обольщает его и убеждает сделаться рабом греха.

Православие учит, что человек был создан безгрешным, и тем самым для его природы следует признать состояние Адама до грехопадения. Грех увел человека от нормы, и следовательно, чем он греховней, тем ненормальней. Хотя мы живем в мире, где многие считают наоборот – если ты не похож на окружающий тебя грешный мир двойных стандартов и лжи – ты ненормален.

Христианское устроение человека не должно зависеть от окружающего мира. Задача православных родителей — способствовать развитию христианского чувства и сознания в детях с самого раннего возраста, в каких бы условиях они ни жили. …Нет ничего привлекательнее чистого, неиспорченного младенца, и не напрасно Спаситель поставил детскую чистоту образцом для христиан, как мы читаем в Евангелии: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18:3). Но зато как больно бывает видеть ребенка, который вследствие неправильного воспитания уже утратил свойства непорочного младенца и развивает в себе задатки греха! Формирование личности ребенка как нравственной личности начинается очень рано- еще в утробе матери. Нравственное состояние матери далеко небезразлично и для пребывающего во чреве младенца. Пресвятая Дева Мария, и великие святые родились у матерей, которые молились Богу усердной молитвой. Нет взгляда более ошибочного, чем тот, согласно которому обращение ребенка к религии должно откладываться до сознательного возраста, до тех пор, пока он сам не будет в состоянии принять разумное решение. Поступать так — значит пропускать самое главное в развитии ребенка. Он должен слышать и знать некоторые простые молитвы, уметь креститься, знать некоторые библейские повествования, ощущать себя в храме как дома, с радостью подходить к причастию, спокойно воспринимать священника. Он может не сознавать действия молитвы, церковных таинств, значения причастия, но благодать таинства освящает глубины его души, в том числе и «неразумную» ее часть. Начало христианской, пусть даже неосознанной жизни, начинается в таинстве крещения. Через таинство крещения во младенце закладывается семя жизни во Христе, которое до времени действует в нем как образующая сила, а родители и крестные помогают ему в развитии пока он не начнет свою самостоятельную духовную жизнь. Все родителя хотят, чтобы дети у них были послушными, почтительными, благонравными, чтобы они выросли добродетельными и полезными для общества. Однако мы должны помнить, что «ученик не бывает выше своего учителя» (Лк 6:40). Благонравность детей измеряется благонравностью их родителей, которые не могут дать детям больше того, чем обладают сами, поэтому оэтому правильное формирование личности ребенка должно начинаться с работы родителей над собой.

Православие – это кладезь великой благодати Божьей для человека, в котором есть все- и любовь, и жертвенность, и смирение, и терпение, и великий труд над собой и над своей душой. Главное средство благодатного воздействия на душу младенца — частое причащение; многие замечают плоды его благого влияния на младенцев, которое нередко проявляется в чудесах. Не менее важно частое посещение церкви, где ребенок прикладывается к кресту, иконам, ставит свечи, осеняет себя крестным знамением, слышит Евангелие, церковное пение, вдыхает в себя запах ладана, получает благословение священника. Все это возгревает и питает благодатную жизнь и является надежной защитой от греха.

По мере роста у каждого ребенка появляются греховные движения души, поначалу совершенно бессознательные; однако если за этим не следить, то они могут переходить в привычки. Достаточно рано могут проявляться капризность, ревность, гнев, леность, зависть, непослушание, упрямство, стяжательство, иногда — хитрость и даже ложь. Пятилетний ребенок уже имеет задатки своего будущего характера, которые развиваются, и с ними развиваются как страсти, так и добродетели. Родителям нужно терпеливо бороться с недостатками, стараясь, чтобы они не вошли в привычку, и одновременно способствовать развитию добрых душевных и сердечных свойств. Евангелие учит не сердиться на детей, а останавливать их терпением, любовью и твердостью.

В младенце, чистом и неиспорченном, рано могут зарождаться начала будущих страстей, но одновременно чистота детского сердца открывает и безграничный простор для насаждения в нем веры и благочестия; главное, учит церковь — не потерять драгоценного времени. Огромное внимание в Православии уделено и физическому воспитанию личности ребенка. Церковь учит - потребность плоти следует поставить в некоторые пределы, закрепив их навыком. Для телесного и душевного здоровья полезны правила питания, приспособленные к возрасту и определяющие время, количество и способ питания. Еда вне определенного времени, по первой просьбе ребенка, вредна и для тела, но еще больше — для души, так как приучает к своеволию и распущенности. Важно подчинять все дневные дела точному расписанию, что обычно нравится и самим детям.

Православное воспитание призвано формировать личность, свободно следующую по путям правды, которые она любит и вне которых себя не мыслит. В детях нужно воспитывать волю, направленную к добру. В каждом случае интуиция и рассуждение, диктуемые любовью и поддерживаемые Божией помощью, должны подсказать родителям меру свободы и меру разумного принуждения и надзора. Там, где этой меры нет, последствия бывают печальными. В гармонично развивающейся семье должна царить разумная дисциплина в сочетании с атмосферой взаимной любви. Не напрасно апостол Павел учит родителей не раздражать детей (см. Еф 6:4). Но так же важно и родителям не раздражаться на детей. Раздражение — признак ослабления любви, в основе его заложены гневливость и эгоизм. Раздраженный родитель не думает о ближнем, не сочувствует ему, а занят только собой. Находясь в состоянии раздражения, он теряет свою воспитательную силу и вызывает у ребенка ответное раздражение. Но также вредно попустительство – безразличное отношение к поведению своих детей. Важно, чтобы дети никогда не были свидетелями родительских ссор и всегда видели своих родителей едиными.

Еще один важный аспект в формировании личности ребенка – это его образование, образование семейное и общественное. В семье очень важно сообщить ребенку здравые понятия об окружающем мире, об основах христианства, об идеалах, на примерах показать, что есть зло, а что добро, что хорошо, а что плохо, что полезно, а что вредно и почему? Нужно вместе с детьми читать Жития святых, Священную историю, православную литературу, сказки, рассказы, стихи.

Особую роль в нравственном воспитании ребенка играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он детям для взросления души, поскольку жизнь души возвышается над жизнью плоти. Идеал наиболее близок миру ребенка, который мыслит не логическими категориями и разумом, а образами и сравнениями, он учит детей подражать избравшим добро, следовать за отвергающими зло. Многие герои, на примерах которых воспитывались советские люди, несли на себе «отпечаток вечности», они формировали такие черты характера, как самоотверженность, патриотизм, мужество, доброту и другие положительные качества. Православие нам дает безграничный нравственный идеал, в котором в образе совершенной личности соединены все возможные добродетели. Богочеловек Иисус Христос стал вечным примером и для ума, и для чувств, и для воли человека.

Внутренняя жизнь ребенка есть тайна. Мы можем беседовать с ним, учить, советовать, но что происходит в его душе вследствие наших убеждений, мы не можем знать, если он сам этого не откроет. В формировании личности ребенка очень важны доверительные отношения между детьми и родителями. Это нелегко, но искренняя любовь, вера и постоянная забота и внимание вкупе с молитвой помогут родителям оградить своих чад от неверных поступков и вредного влияния окружающего мира. Очень хорошо, когда дети дружат между собой, православные и невоцерковленные, и очень хорошо, когда центром интересов для них становится приходской храм, православный лагерь, досуговые занятия.

Дети должны быть насыщены благочестивыми мыслями и чувствами с раннего дошкольного возраста, чтобы подготовиться должным образом к мощному внешнему влиянию, чтобы стать истинным христианином, добрым семьянином и любящим свою Родину гражданином, и в этом, несомненно, велика роль Православия.

Протоиерей Сергий Черкасов,
благочинный Седельниковского благочиния
Калачинской епархии

Петр I как историческая личность

В науке и в общественном мнении с конца XVII века до наших дней существуют диаметрально противоположные оценки личности Петра I и его роли в истории России. В официальной российской историографии Петра принято считать одним из самых выдающихся государственных деятелей. Многие историки, в том числе Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский и другие, однако, выразили резко критические оценки.

В годы царствования Петр I провел крупные реформы, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Запада. Преобразования коснулись всех сфер общественной жизни. В результате реформаторских начинаний Петра Московское царство превратилось в Российскую империю, влиятельную европейскую державу.

Личность Петра I была неоднозначной и противоречивой. Если говорить о человеческих качествах личности царя, то он был добр по натуре, но сильно вспыльчив, порывист и недоверчив, но отходчив. Легко впадал в состояние гнева, и так же быстро выходил из него - легко миловал. Петр не любил нарядов и роскоши, запросто общался с людьми без титулов и званий, легко отказывался от благ и удобств во имя идеи. Вообще следование цели было для него важнее всего. Себя царь не щадил, здоровье и жизнь свою не жалел - но также относился и к остальным: новая столица - Санкт-Петербург, обошлась стране ценой гибели тысяч людей при его постройке. Неимоверная жестокость Петра поражала даже современников. Реформы Петра вводились насильственно.

Но дела вершил, бесспорно, великие - не просто так его называют Петр Великий.

Петр Великий — уникальная личность во всей русской истории. Петр полностью разрушил сложившийся столетиями образ русского царя. Он ввел множество изумлявших современников новшеств в придворный быт и повседневную жизнь, да и сам изумлял современников своей одеждой, поведением, манерой общения.

В отличие от всех предшествующих российских государей, он лично участвовал во всех своих начинаниях. Он находился в пекле сражений, не жалея живота своего, одерживал блистательные победы над сильным неприятелем. Он странствовал по бездорожью России, а также по столицам западноевропейских государств. Наряду с другими кораблестроителями, работал топором, овладел в совершенстве кораблевождением и артиллерийским делом, фортификацией и градостроительством.

Многим современникам импонировала простота царя, его неприхотливость, умение, напрягая волю, физические и нравственные силы, преодолевать препятствия. Современников поражало то, что царь, как простой бомбардир участвовал в осаде Азова, а во время торжественного шествия в Москве по поводу взятия Азова, шагал в общей колоне с мушкетом на плече. Его отец, Алексей Михайлович, никогда не покидал собственные покои без сопровождающей его свиты, а Петр Алексеевич не гнушался ездить в двуколке без свиты и охраны. Удивление вызвал тот факт, что в 1697 году Петр не возглавил Великое посольство, а отправился в заграничный вояж одним из членов этого посольства, да еще и под чужим именем — Петр Михайлов. Но еще более обескуражило современников то, что за границей царь, приобретя экипировку простого плотника, сам усердно трудился над сооружением корабля, учился этому мастерству и даже получил диплом кораблестроителя.

Не страшась смерти, подвергая опасности собственную жизнь, Петр, проявляя чудеса личной храбрости, нередко находился в самой гуще боя, а в ходе Полтавского сражения вообще только его личный пример воодушевил солдат, когда он повел войска в контратаку.

Царь игнорировал давний обычай, в соответствии с которым физический труд считался зазорным для государя и для бояр. С полной самоотдачей и рвением он овладевал разнообразными ремеслами от плотничьего и кузнечного до ремесла хирурга и дантиста (он мог сам вырвать у кого-нибудь больной зуб!).Он увлекался токарым делом и достиг в этом большого мастерства. Обыкновенно он носил такую простую одежду, что те, кто его не знали, ни за что бы не признали в нем столь великого монарха. Он признался, что не любит музыку, в отличие от своего отца он не увлекался охотой, но у него с юности была настоящая страсть к мореплаванию и к фейерверкам.

Его личная жизнь и поведение вызывают только осуждения. Петр впервые узаконил нравственную распущенность при царском дворе. Именно он, еще в юности учредив «Всепьянейший собор», ввел в качестве нормы при царском дворе безудержное пьянство и публичные разгулы. Петр отличался распутством, для него узы брака ничего не значили, у него было множество любовниц. Распутство, поощряемое царем, господствовало и при императорском дворе. Ужасно то, что Петр даже не скрывал своих низменных страстей, наоборот, всячески демонстрировал их публично. Тем самым Петр разрушал в глазах подданных образ православного русского царя, создававшийся столетиями. А, значит, Петр собственным поведением дал начало процессу разрушения нравственных основ российской государственности.

При Петре происходит десакрализация как персоны царя, так и идеи власти и самой государственной власти. В отличие от предшественников на русском престоле, Петр не поставил перед Российской империей каких бы то ни было духовных целей. Следовательно, произошел разрыв с предшествующей духовной русской традицией, в соответствии с которой Российское государство есть, прежде всего, государство истинной православной веры. Ушли в прошлое пышные церемониальные церковные шествия государя с участием множества церковных и светских чинов. Даже подчинив Церковь государству, Петр, по сути дела, отказался от сакральной, священной функции русской государевой власти.

Отказ от исполнения государством духовных задач вел и к иному пониманию отношений государства с Церковью. В своем стремлении все подчинить государственной целесообразности Петр I нарушил еще одну древнюю русскую традицию — полностью подчинил себе Церковь, превратив ее в одну из структур общего государственного аппарата. Это произошло в ходе церковной реформы, которая проводилась в течение всей первой четверти XVIII века. Уничтожение самостоятельности Церкви трагическим образом сказалось на всей последующей русской истории. И недаром уже при жизни Петра в народном мнении распространяется убеждение, что царь Петр — это не царь, а антихрист. Или другое убеждение — царя Петра подменили в детстве на «немчина».

Петр I — сложная, противоречивая личность. В его натуре сочетались совершенно противоположные качества. Доброта, иногда доходившая до необъяснимого всепрощения (так он относился к своим любимцам, к тем, кому полностью доверял, например, к А.Д. Меншикову) и жестокость, переходившая в столь же необъяснимое зверство (личное участие в казнях стрельцов, личное присутствие при пытках сына царевича Алексея). Склонность к неспешному философскому осмыслению действительности, любовь к мудрости (например, его беседы с немецким философом Лейбницем) и активная деятельность, личное участие во всех начинаниях, торопливость и импульсивность в принятии решений. Стремление к устроению своей жизни и жизни народа по строгим, рациональным правилам, жесткая регламентация самых сокровенных сторон жизни человека (например, обязательное посещение церкви, обязательные, четыре раза в год, исповедь и причастие) и собственное, нередко, безнравственное поведение. Смелость и мужество, не раз проявленные в боях, и периодические приступы страха. Безусловная личная религиозность и нелюбовь, а то и ненависть к Церкви и к традициям православной веры. И, наконец, искреннее желание превратить Россию в великую европейскую державу, имеющую большое политическое влияние, обладающую развитыми культурой и наукой, мощной промышленностью и полное отрицание старых русских традиций, неприятие древней России, погрязшей, как считал Петр, «во мраке невежества».

Но все эти личные, противоречивые качества Петр I сумел подчинить главной идее — идее служения Отечеству и деятельному преобразованию своего Отечества в новых исторических условиях. И в этом его величие.

Фомовский Илья,
учащийся 9 класса БОУ «Куликовская СОШ»
Калачинского района

Советы по воспитанию от Петра I, которые сейчас являются актуальными 
«Дом вести- не лапти плести»

Я не случайно в эпиграф своей темы выступления взял эти слова из Домостроя. Царя Пётра I я представляю, как хозяина дома, где он отец и его первая забота о том, чтобы в доме был свой уклад, всё было бы устроено толково, чтобы был порядок во всем. Все домочадцы уважали друг друга, почитали своих родителей, неустанно молились и хорошо трудились. Памятник литературы «Домострой» содержит в себе полезные сведения: поучения, наставления, и советы на все случаи жизни. Думаю, «Домострой» читал и Пётр Великий. Эту книгу я только просмотрел, ну и прочитал некоторые отрывки.

В интернет- комментариях к «Домострою» я увидел такие слова: «…Это отличная книга она обязательна для прочтения каждым русским человеком. «Домострой» желательно прочитать и исполнять тем, кто собирается создавать семью». А так как я русский человек и ученик 9 класса, то я прислушался к учителю истории, рекомендовавшему мне посмотреть «Домострой». Думаю, что не просто так. Не случайно. Государство для русского царя Петра, было родным домом, а он в нём отец. Мудрый. Справедливый и трудолюбивый.

Я попробую остановиться только на одном совете Петра I по воспитанию детей. От него исходил не один совет и наказ. Но, самым актуальным во все времена был вопрос трудового воспитания. И сегодня этот совет очень важный, злободневный и необходимый при воспитании детей с малых лет.

Каким отцом был Петр I? В силу занятости он мало внимания уделял сыну, находился в непрерывных разъездах, был поглощен борьбой с северным и южным соседом. Из скудных сведений, которые имеются у историков, можно сделать вывод, что отец не слишком обременял себя заботами о воспитании сына - первые годы жизни царевич Алексей проводил на половине матери, окруженный монахами, карликами, кликушами.

С шести лет царевича начали обучать грамоте. Учителем был Никифор Вяземский – человек слабовольный, лишенный педагогических способностей. Воспитанник часто бивал своего наставника палкой и драл его за волосы. Трудиться и учиться царевич Алексей не любил.

Петр, как отец, думал о том, каким человеком вырастет сын, поэтому одобрил программу Гюйссена по воспитанию и обучению сына Алексея. Если бы она была реализована, то страна получила бы образованного наследника. Знания царевича были весьма скромными, трудиться он не желал. Сам о себе говорил так: «Природным умом я не дурак, только труда никакого понести не могу».

Отец, в одном из писем к сыну с его мыслью согласился: «…Бог разума тебя лишил…».

Люди, которые берут на себя смелость давать советы по воспитанию, должны иметь собственный пример для подражания и авторитет.

Царь-отец был живым примером своему сыну. Всё окружение Петра признавало то, что он сам по натуре человек дела, не знает покоя, постоянно находится в движении, в работе.

«…Я и Царь,- говорил он Неплюеву, давая ему целовать руку,- да у меня на руках мозоли, а всё от того: показать вам пример и, хотя под старость видеть достойных помощников и слуг отечеству».

Пример трудолюбия Пётра I был показателем для всех, кто находился рядом с ним,русских и иностранцев. Он много потрудился для России.

Вот рабочая неделя Петра I, его собственноручная запись:

«…Понедельник, вторник, среда, четверг – делать Устав Адмиралтейский.

Пятница – в Сенат, субботнее утро – история о войне, воскресное утро – чужестранные дела.

А когда река станет, тогда, ежели много дел будет, четверг прибавить к сенатским делам».

Ещё один пример неугомонности царя. Если он задумывал заложить новый корабль, то на несколько недель запирался в саду и проводил время в чертежах и вычислениях соразмерности матч и парусов, а между тем никого не пускал к себе из министров.

Политические, государственные, экономические, военные социальные, культурные, реформы Пётра I – это трудолюбивое и патриотическое качество личности государя российского.

Петр хотел видеть свою страну богатой, обширной. В его голове намечались большие богатырские планы - соединить Каспийское море с Балтийским, Астрахань - с Петербургом, Волгу - с Невою. «Наше Российское государство,- говорил он,- пред многими землями изобилует металлами, минералами.» Поэтому он поощрял и поддерживал людей хватких, мастеровых, смекалистых, ведь учёба – это тоже труд.

Трудолюбие царя способствовало тому, что он жадно самообразовывался. Его очень интересовал инструмент- астролябия, и, сгораемый жаждой знания, он хотел видеть эту дивную вещь. Когда он ее получил, то стал спрашивать каждого, как этот прибор работает, а для этого нужны были знания таких наук как арифметика, геометрия, фортификация, артиллерия. В своем потешном полку он сам копал рвы, возил землю, изучал укрепление крепостей. Много знаний он получил от иностранцев как людей образованных и советовал у них учиться. Женевец Лефорт, шотландец Гордон, голландцы Тиммерман, и Брант состояли на государственной службе России. Они учили Петра наукам: арифметике, геометрии, плаванию под парусами, военному делу. Именно они оказали огромное влияние на формирование и становление личности Петра Великого. У него зародилась страсть к кораблестроению и мореплаванию. Самодержец сам брался за топор, овладел токарным станком, а в зарубежной поездке выдал себя за простого рабочего, урядника Петра Михайлова. Петр сам добывал знания, опыт, сам себя учил морскому и военному делу. При великих его дарованиях, у него была охота ко всему, брался за все, не пренебрегая самыми простыми работами, потому знал всё, что нужно было знать солдату, матросу, корабельному плотнику, токарю, бомбардиру, артиллеристу, инженеру.

По возвращении в Россию Петр вызвал около 800 человек иностранцев, задачей которых было просвещать русских людей, своих же молодых отроков с 16-18 лет отправлял за границу познавать науки. Учиться молодым людям Петровской эпохи было очень трудно. Они умели только писать и читать по-русски, а учить математику, навигацию нужно было на чужом языке. Одно из произведений Петровской эпохи - «Юности честное зерцало…» В этом поучении указывались правила этикета. Дамы сменили русские сарафаны, освоили модные причёски. Появилась игра в карты и шахматы. Для Петра европеизация означала, прежде всего, овладение прикладными знаниями, техникой.

Сегодня время совершенно другое. Россия шагнула далеко вперед, освоила космос, вошла в век информационных технологий. А труд остается также актуальным. Разрабатываются нужные проекты, разыгрываются гранты, воплощаются программы. Но трудовому воспитанию не уделяется должного внимания: уроков технологии недостаточно, дома дети не обременены трудом в семейной практике совершенно отсутствует физический труд подростков. Хорошо, что добавили уроки физической культуры, где мы имеем возможность двигаться. Чтобы привлечь нас к работе, необходимо заручиться разрешением родителей. Если бы каждая семья жила по «Домострою», мы бы не видели разгул разврата, пьянства и морального разложения русской нации.

Любое большое государственное дело наш царь Пётр I начинал со слов: «Господи, благослови, Отче!» Он, как верующий человек понимал, что от праведных трудов и себе надёжно, и Богу достойно. Трудолюбивый человек, творящий добрые дела, и Богу угоден, и людьми почётен. Будем помнить об этом.

Хиль Екатерина Алексеевна,
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад № 4»
г. Калачинска Омской области

Приобщение детей к истокам русской народной культуры в условиях социального партнёрства

Мы живем в сложном мире. Российское общество преодолевает множество кризисов, одним из многочисленных и немаловажных в нынешнее время является – нравственный.

Основы духовно-нравственных ценностей и понятий, которые в современном обществе отодвинуты на второй план, постигаются именно в дошкольном возрасте. Воспитание имеет огромное значение, благодаря ему в личности закладываются важнейшие человеческие ценности: милосердие, забота, любовь, умение понимать и сострадать.

На воспитание и развитие ребёнка оказывает влияние не только домашняя среда, в которой он находится, но и общество, которое его окружает. Важную роль в формировании нравственности общество возлагает на детские сады, школу и учреждения дополнительного образования. Поэтому изменения в социальной жизни нашей страны вызвали перемены и в области просвещения. Становится иной система преподавания. Новый подход к организации непосредственно образовательной деятельности позволяет включать духовно-нравственный, православный компонент во все виды детской деятельности. Это стало возможно посредством социального партнёрства с учреждениями культуры нашего района и сотрудничества с Калачинской епархией. В рамках этого сотрудничества мы стараемся приобщить детей к истокам русской народной культуры, формировать культуру общения на основе постижения традиций и обычаев своего народа.

Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения на городском, муниципальном и областном уровне, указывает на особую роль его социальных связей в творческом развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка-дошкольника. А это в конечном итоге позволяет судить о качестве дошкольного образования в конкретном учреждении.

Я, музыкальный руководитель и педагог дополнительного образования, обязана предоставить ребенку возможность значимым образом проявить свою индивидуальность в доступной форме. Это те условия и та сфера бытия, в которой ребёнок может раскрыть себя в полной мере своих возможностей. Другими словами, ребенок должен научиться быть успешным, что поможет ему обрести уверенность и гордость за собственные достижения.

Все достижения основываются на реализации принципа единства деятельности детей, родителей и, конечно же, педагогов. Сотрудничество специалистов ДОУ, родителей и руководителей культурно-досуговых учреждений, воскресных школ, церкви, сплачивает, даёт возможность развить, реализовать, расширить кругозор юных талантов.

За последние три года воспитанники нашего дошкольного учреждения приняли участие во многих творческих мероприятиях, проводимых в рамках социального партнерства.

В октябре 2018 г. наши дети в дистанционном формате стали участниками межрегионального творческого фестиваля воспитанников дошкольных образовательных организаций, который ежегодно проводит Омское региональное отделение Российского комитета защиты мира.

В ноябре 2018 года дети, педагоги и родители приняли участие в VI областном фестивале национально-культурных традиций «Родная Омская земля» г. Омск. В региональном конкурсе народных песен дети старшего дошкольного возраста исполнили три музыкальных номера, два из них заняли III место, участники награждены грамотами и сертификатами.

В декабре 2019г. вокальный ансамбль «Соловушка» участвовал в IХ-ом районном детском фестивале народного творчества «НИКОЛА ЗИМНИЙ». Ансамбль из 9 человек награжден дипломом в номинации «Народная песня». Фестиваль проводится в рамках ведомственной целевой программы «Содействие этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Омской области».

В январе 2019 и 2020 гг. наш детский сад принимал очное участие в областном фестивале детского творчества «Рождественские встречи», организованном Центром духовно-нравственного воспитания «Исток», воспитанники логопедической группы в номинации «Литературно-музыкальная композиция «Славите! Христос родился!» награждены дипломамиминистерства образования III и II степени. Мы традиционно участвуем в ежегодных районных фестивалях православной культуры «Под Рождественской звездой» и «Пасхальная радость», которые организуют Калачинская епархия и центр «Радовесть».

Дети не только видят сцену глазами, но ещё стараются эмоционально, с эстетическим вкусом и искоркой в глазах исполнить музыкальные произведения на видеозапись для дальнейшего участия в различных уровнях конкурсов. Участие в творческих конкурсах даёт возможность раскрыться способностям детей, получить поддержку и понимание близких, а оценка и признание жюри и зрителей в результате конкурса повышает личную самооценку ребёнка. Все культурные мероприятия дают возможность расширить кругозор детей и родителей в сфере культуры. У детей формируются навыки культуры общения на основе постижения традиций и обычаев своего народа. Чем чаще ребёнок принимает участие, тем больше он накапливает определённый опыт в области художественно-эстетического развития.

Участвуя в творческих мероприятиях, в первую очередь ребенок получает массу положительных эмоций, и, конечно же, узнает что – то для себя новое, духовно обогащается. У родителей открываются новые возможности сотрудничества со своими детьми и культурными учреждениями. Непосредственно сам педагог повышает свою компетентность по созданию тех условий и той сферы бытия, в которой ребёнок может раскрыть себя в полной мере своих возможностей, что позволяет педагогу в дальнейшем продолжить свою работу по реализации своей деятельности.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в духовно-нравственном воспитании личности подрастающего поколения, его воцерковлении. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа. Взаимодействие семьи, образовательных организаций, учреждений культуры и церкви содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только детей, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию, опирающуюся на национальные традиции, для нравственного оздоровления общества.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации.