Водный крестный ходОдна из форм работы с молодёжью в Калачинской епархии - это водные путешествия на байдарках по рекам Омской области. В этот раз поход организовали по маршруту: Калачинская епархия - Тарская епархия (Муромцево - Бергамак - Окунёво - Алексеевка - Усть-Тара). В экспедиции приняли участие священники Калачинской епархии, прихожане, дети и молодежь возрасте от 13 до 20 лет.

Приехал и дорогой гость - батюшка Алексей (Веснин) из-под Дивеево. Батюшка специально приезжает в Омск каждый год, чтобы принять участие в походе. В этот приезд он подарил всем участникам похода иконы. Изображения святых угодников Божиих освящали наш путь.

Возглавил крестный ход епископ Калачинский и Муромцевский Петр. По его инициативе на берегу реки в окружении берез служили молебен «В защиту Божьего творения».

В этом году молебен "В защиту Божьего творения" по благословению патриарха Кирилла служили во всех храмах России в первое воскресенье сентября. Владыка Петр считает эту акцию очень своевременной. Мир, по словам владыки, уже дошел до предела, до точки падения, за которой может последовать катастрофа. В том, что Божья тварь взывает о помощи и молитвенном заступничестве, мы убедились во время похода. Река показала нам не только свою красоту, но и изнанку жизни: несколько раз мы видели погибших животных. А в районе бергамакского старого кладбища к ногам участников экспедиции выкатился… человеческий череп. Вода подмыла высокий берег, где традиционно устраивались захоронения, и некоторые могилы обнажились. Владыка бережно захоронил останки человека, который неожиданно поприветствовал нас из далекого прошлого.

Чувство времени, истории в этот раз было особенно острым. Ведь мы побывали в легендарном месте, куда добраться по воде легче, чем по суше. Это удивительное место, которое называют «территорией тайн» - деревня Усть Тара - одно из древнейших поселений эпохи бронзы.

По описаниям XVIII века, край был богат зверем, птицей и рыбой. «В лесах урманных звери: соболи, бобры, выдры, медведи, разсамахи, лисицы чернобурые, белка, бурундук. ...На болотах лоси, олени, соболи живут в норах падучего дерева..., бобры живут в земляной норе...». «Птицы: лебеди, гуси, стрехи, журавли, аисты, цапли, скопы, саипы, утки, называемые селезни, крохали, гоголи, свизи, выстрохвосты, соксоны, черневеди, чирки и лутки, глухари, тетеревы, называемые косачи, петрушки, дравы или полские курицы, ... рябки, куропатки, кулики пяти родов ис коих называемые авдошки и пыздрики, зуйки, голуби полевые и дворовые, гагары трех родов. «Рыбы во оной (в Таре) щуки, окуни, ерши, язи, налимы, чебаки, также стерлядь заходит с устья неподалеку».

Археолог, директор Омского музея просвещения Игорь Скандаков занимается изысканиями в районе деревни Усть-Тара более 20 лет. С 1988-го по 1994 год он участвовал в составлении свода археологических памятников Омской области и прошел по правобережью Иртыша от Усть-Ишима до Муромцева. Тогда благодаря работе омских специалистов на учет было поставлено полторы тысячи археологических памятников. Район вокруг деревни Усть-Тара – уникальная территория. На площадке длиной 15 километров по Иртышу и 3 километра на восток находится более 100 археологических памятников: культовых мест, стоянок, поселений, городищ и курганных могильников от эпохи неолита до позднего средневековья. Уникальный район, заповедное, таинственное место. Ныне малолюдное – в Усть-Таре только 160 жителей. Оттого, наверное, и сохранились здесь следы древности, что за последние полторы тысячи лет люди предпочитали преображать по своему усмотрению другие территории, а Усть-Тара оставалась «медвежьим углом», где и нога туриста почти не ступала.

Существует версия, согласно которой изначально город Тара построили в устье реки Тара. Затем, в 1669 году, после пожара или большого наводнения его перенесли на высокий левый берег Иртыша возле реки Аркарки . (Пожар в 1669-м - факт достоверный. О наводнении в этом году указано только в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона). В настоящее время недалеко от посёлка Усть-Тара и в историческом центре города Тары ведутся археологические раскопки, призванные установить место первоначального возникновения города. Археологом Игорем Скандаковым на возвышенном месте в Усть-Таре был реконструирован макет крепости, где она возможно и находилась.

В общей сложности во время крестного хода участники экспедиции прошли на байдарках 130 километров. Чтобы пройти это расстояние, необходимо было грести по пять-шесть часов в день. Погода не всегда нас баловала: в основном было облачно с дождем, солнце выглянуло только в конце похода. Не раз, поэтому, приходилось задумываться о том, какие качества и способности души воспитывают подобные экспедиции? Конечно же, это терпение, смирение, умение взаимодействовать в команде, видеть затруднения, которые испытывает ближний, и приходить к нему на помощь, не унывать в трудных обстоятельствах. И неважно, какой возрастной группе ты принадлежишь! Каждый получает свои уроки во время водного путешествия.

Водный крестный ходВодный крестный ходВодный крестный ходВодный крестный ходВодный крестный ходВодный крестный ходВодный крестный ходВодный крестный ходВодный крестный ходВодный крестный ходВодный крестный ходВодный крестный ходВодный крестный ходВодный крестный ход
Наталья Макшеева

Использованы материалы с сайтов: Город Тара, Омский музей просвещения