конференцияВступительное слово епископа Петра на Первых Калачинских Рождественских образовательных чтениях «Традиция и новации: культура, общество, личность».

Уважаемая Елена Николаевна, дорогие учителя, отцы, братья и сестры! Калачинские Рождественские чтения являются региональным этапом Московских международных Рождественских чтений. В январе 2016 года в Москве состоятся уже 24-ые чтения.

В 1992 году, когда состоялись первые чтения, это было скорее сугубо церковное мероприятие, посвященное в основном проблемам преподавания катехизиса, - краткого курса православного вероучения. Через десять лет Московские чтения стали уже форумом, в котором участвовали до 10 тысяч человек со всей России и из-за рубежа, в рамках которого проходили отдельные конференции и секции, посвященные собственно образованию, понимаемого в широком смысле, включающего проблемы воспитания духовно-нравственной личности. И теперь это уже были церковно-государственные мероприятия, - пленарные заседания проводились в Кремлевском дворце съездов, и в них участвовали первые лица государства, политики, министры, представители образовательных учреждений со всей страны. Почему же произошли такие изменения? Ведь у нас церковь отделена от государства, и нам часто об этом напоминают.

Для Русской Православной церкви такие изменения естественны, - Евангелие от Матфея заканчивается такими словами Господа нашего Иисуса Христа, обращенными к апостолам – «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их блюсти все, что Я заповедовал вам…». И поэтому проповедь, обучение и научение соблюдать заповеди, - скажем «светским» языком, - соблюдать некоторый свод этических норм, - это прямое предназначение Церкви. Но почему же государство пошло на такое взаимодействие?

Вспомним 90-годы, когда рухнули остатки тех «отделенных» от церкви этических норм из известного «морального кодекса строителя коммунизма», ведущем свое происхождение на самом деле из Десятисловия, полученного Моисеем на горе Синайской. Кто постарше помнит, что это было за время, - разгул преступности всех видов, коррупция, наркомания, бандитизм, - ставили государство на грань выживания. Всем стало ясно, что без моральных устоев, выработанных религиозными культурами в течение тысячелетий, государство физически существовать не сможет. Тогда и заговорили о духовной безопасности общества, о духовно-нравственном воспитании молодежи. Именно тогда и появились первые примеры государственно-церковного взаимодействия в этой сфере.

Сейчас накопился определенный положительный опыт такого взаимодействия, - например, был разработан и внедрен в школьное образование курс «Основы религиозных культур и светской этики». И хотя к содержанию и проведению этого курса есть множество претензий со всех сторон, но «дорогу осилит идущий». Тем более, что появились новые вызовы духовно-нравственному здоровью народа, привносимые из материально благополучного Запада, - полное переформатирование нравственных устоев до уровня принятия содомских законов о семье и браке. Феномен ИГИЛ и последние террористические акты являются закономерными следствиями этих изменений.

В связи с этим, актуальность проблем духовно-нравственного здоровья российского общества отнюдь не снижается. Поэтому очень важно, чтобы начинаемые нами Калачинские Рождественские чтения стали бы постоянной и многолетней площадкой для плодотворного диалога Церкви, педагогического сообщества и всех неравнодушных к судьбе нашей Родины людей.

Спасибо за внимание. В добрый путь!


Иерей Андрей Стасенков, благочинный Калачинского благочиния «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подростков в рамках летнего православного лагеря.

Ваше Преосвященство, Ваше преподобие, руководители и организаторы XXIV Международных Рождественских образовательных чтений, уважаемые участники!

Сегодня мы имеем прекрасную возможность поговорить о традициях и новациях в деле воспитания личности. Воспитание подрастающего поколения –это непрерывный процесс и в этом деле не может быть ни выходных, ни каникул. Летний период - это самая благоприятная среда для активного отдыха подростков, закрепления знаний и навыков, полученных в прошедшем учебном году, физического укрепления здоровья воли и силы духа. Поэтому в этом году с благословения Преосвященнейшего Петра епископа Калачинского и Муромцевского была сделана попытка организовать православный палаточный лагерь для подростков на территории Калачинского района.

Профильная районная православная смена «Куликовская застава- 2015» стала совместным проектом Калачинской епархии и Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области.

Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта, поддерживая общественные инициативы в сфере нравственного и патриотического воспитания детей, в частности программу патриотического и духовно-нравственного воспитания детей Калачинской епархии, предоставило нашей православной смене «Куликовская застава» в течении пяти дней, специально подготовленное по всем требованиям, место для реализации программы - базу палаточного лагеря «Тропой испытаний», а также –обслуживающий персонал и 11 волонтеров из состава молодежного актива. Туристическая поляна, на которой раскинулся лагерь, находилась вблизи села Куликово, поэтому и смена получила название - «Куликовская застава», действовала она в период с 21 по 25 июля.

Разработчиками программы и организаторами ее реализации стали сотрудники отдела по работе с молодежью и отдела по религиозному образованию и катехизации Калачинской Епархии, православные добровольцы при содействии специалистов ГУ ОО «Дирекция программ в сфере оздоровления и отдыха несовершеннолетних».

Разработанная программа была направлена для организации активного отдыха и оздоровления воспитанников воскресных школ при храмах Калачинского благочиния, для обучающихся в общеобразовательных щколах по модулю «Основы православной культуры» и детей прихожан благочиния. Основные задачи программы: укрепить в сердце и в сознании детей дух живой православной веры, дать знания о православной истории и культуре, заложить основы практических навыков благочестивой жизни, помочь в формировании у детей чувства товарищества, взаимовыручки, ответственности за свои поступки, развить навыки коллективных действий в составе команды (на основе игр и соревнований).

Возраст детей от 8 до 17 лет. Количество участников православной смены Куликовская заставасоставило - 50 человек.

Духовным наставником смены был назначен я, куратором по воспитательной работе Ольга Викторовна Кухта - помощник епископа по религиозному образованию и катехизации, в воспитательном процессе также принимали активное участие диакон Виталий Козлов и педагог Глуховской СОШ Татьяна Винтерголлер. 

Подготовительный период включал в себя составление плана мероприятий на пять дней с учетом режимных моментов, подготовку методической основы, составление списков детей, проведение родительских собраний, изготовление флага, баннеров и футболок с символикой православной смены.

На большой туристической поляне было определено место для походной часовни-палатки, место для спортивной площадки и для походной кухни, а также самое полюбившееся всеми место у вечернего костра. А большая палатка, вмещающая до 70 человек, служила трапезной для приема пищи и лесным кинотеатром, где дети могли посмотреть православные фильмы и клипы, послушать песни православных авторов -исполнителей, поучаствовать в караоке. Руководители лагеря позаботились об электрогенераторе, и на случай дождливой погоды это было очень кстати.

Всего пять дней пробыли ребята в лагере, однако и этого оказалось достаточно, чтобы многое узнать полюбить, найти для себя новых друзей и новые занятия. Обязательные режимные моменты –зарядка, утреннее и вечернее молитвенное правило, отдых занятия по расписанию приучали детей к дисциплине, ответственности.

Откровенный вечерний разговор у костра со священником открывал возможность пытливым молодым умам услышать ответ на любые неожиданные вопросы, давал возможность получить личностный совет той или иной жизненной ситуации и самое главное учил принимать свое собственное решение.

Особо хотелось подчеркнуть значение походной часовни-палатки.

В самом начале, когда мы искали место для часовни, мы хотели, чтобы она находилась вдалеке от игр, спортивных мероприятий и т.п. и в тоже время являлась центром всех событий. В конце концов, нашли место недалеко от спортивной площадки и приближенное к лесу. Боялись, что при игре ребята зацепят растяжку, или мяч попадёт в палатку. Каково было наше удивление, когда ребята сами, без подсказки, решили для себя, что это особое место и далее ничто не тревожило тишину часовни. С какой радостью бежали они вечером на молитву, чтобы стать поближе, чтобы священник дал им самим прочесть в полной ночной тишине перед зажженной свечой священные слова молитвы. А многие из ребят позже подозвав к себе священника, может быть первый раз в своей жизни, попросили исповедовать их в этой палатке перед Святым образом Божиим.

Кроме традиционных мероприятий, проводимых во всех летних лагерях, план воспитательной работы включал в себя коллективные творческие дела православной тематики.

Это, например, игра-путешествие «Сад добродетелей», в ходе которой ребята давали определение добродетелям, проектировали сад, в котором была «аллея дружбы», «поляна вежливости», «река щедрости», «мостик милосердия», «цветник смирения», «фонтан радости», и разыгрывались соответствующие сюжеты.

Игра «В поисках древнего свитка» помогла ее участникам утвердиться в знаниях Заповедей Божиих: путешествуя по этапамэтой игры, выполняя задания, каждый отряд в конечном итоге нашел свиток, на котором были фрагменты Заповедей Божиих, которые нужно было правильно истолковать.

Этапы конкурса «Красны девицы» призваны были представить детям не каких-нибудь «мисс», а расширить их познания о доле и роли женщины на Руси. Используя музейные экспонаты (прялку, маслобойку, рубель и пр.), участницы конкурса рассказали и показали, как применяли в старину эти предметы, кроме того, девочки моделировали женский народный костюм, делали прически, главным украшением которых была коса, пели колыбельные и исполняли народные танцы

«Богатырские забавы» для мальчишек –это игры забытой старины.

А в один из лагерных дней состоялась военизированная игра, в ходе которой мальчишки- русские ратники - отражали набеги отряда татаро-монгольского войска на заставу и освобождали взятых в полон девочек.

Этому мероприятию предшествовала методическая подготовка: дети изготавливали себе щиты, мечи и шлемы, была разработана сюжетная канва.

Ежедневно инструкторы по туризму занимались с ребятами туртехникой.

На заключительной линейке почти всем детям были вручены почетные грамоты, благодарственные письма и книги Священного Писания. За пять дней ребята сдружились, им очень понравилось в православном лагере многие записались на будущую смену 2016 года и с радостью оставили свои координаты и отзывы.

Вот несколько отзывов от ребят, побывавших в нашем лагере:

Когда я собиралась в православный лагерь, понимала, что он должен отличаться от обычного летнего лагеря. Да, здесь тоже было много спортивных и туристических соревнований, «весёлые старты», как и в других лагерях, где мы бывали. Но мы многое еще узнавали о православии: узнали о христианских добродетелях, когда всей сменой готовили «Сад добродетелей», а когда участвовали в игре - путешествии «В поисках древнего свитка», обнаружили на «свитках» фрагменты Заповедей Божиих, которые нужно было истолковать. Нелегко, но интересно. В конце смены нам подарили много подарков: Евангелие, маленькие иконки и футболки с эмблемой «Куликовская застава». Я думаю, вряд ли такие сувениры где-нибудь ещё дают. Я уже записалась в лагерь на следующий год, но не из-за подарков, а потому что интересно.

Абрамова Елена – с. Куликово

Мне уже 17 лет и я много раз ездила в лагерь, но на православной смене побывала впервые. Утреннее и вечернее молитвенное правило, молитва перед едой и после, возможность поговорить с батюшкой – все это было ново, интересно и важно для меня. Да и для остальных ребят, я думаю, эти дни не пройдут бесследно: что-то изменилось в нас, мы стали осознаннее смотреть на все, что вокруг нас. Если вспомнить начало смены и последние дни ее, то можно твердо сказать, что лица детей стали светлее, а души – чище. Я бы очень хотела еще съездить на «Куликовскую заставу» и не раз, может быть, уже в качестве вожатой.

Демина Анна-г. Калачинск

Для Калачинского благочиния, напомню, это была первая попытка создания православного лагеря, но для епархии это не ново. Начало детскому православному палаточному движению было положено в 2010 году в Нижнеомском районе на базе палаточного лагеря «Дружба», раскинувшегося на берегу реки Оми.

В этом году православная смена собрала ребят уже в пятый раз. Здесь многое отработано, есть чему поучиться, все чувствуют себя большой дружной семьёй. Ведь им пришлось заниматься не только спортом и развлекаться, но учиться видеть и побеждать в себе недостатки, учиться любви и добру, искать новых друзей и с их помощью достигать новых побед.

Занимательную и спортивную часть программы  составило: изучение основ туртехники, освоение водного туризма на байдарках, спортивное ориентирование, викторины, конкурсы, игры, соревнования, рукоделие.

Побывав на смене, каждый ребёнок приобщился к основам православной культуры и обрел, пусть маленький, опыт духовного проживания. У большинства подростков произошло переосмысление и переоценка ценностей.

Здесь хочется отметить высокий профессионализм и глубокий духовный опыт руководителей и организаторов Нижнеомской православной смены - иерея Виталия Климова и матушки Иоанны.

«Проводя беседы: - отмечают организаторы Нижнеомской православной смены отец Виталий и матушка Иоанна, - «замечаешь неподдельный интерес к темам о смысле жизни, о добре и зле, о борьбе с грехом, о нравственном выборе каждого. Часто дети говорят: мы первый раз об этом слышим, но мы хотим это знать, и мы хотим становиться лучше, а не быть бездушными пустышками, праздно проводящими жизнь».

Мы бывали в этом лагере, удивительная атмосфера царит здесь: спокойствие, достоинство, взаимоуважение, желание помочь и порадовать других. Вот где –и духовность, и нравственность.

Проживая вместе небольшой отрезок времени, участвуя в духовной, бытовой и спортивной жизни смены, у ребят происходит единение душ и к концу смены все становятся как одна большая семья.

И еще одна новация на нашей земле. Этим летом впервые в школе села Глуховка нашего района была открыта досуговая площадка с православным уклоном. Это произошло при обоюдном желании Калачинской епархии, комитета по образованию администрации района, коллектива школы и родителей.

Подростки, посещавшие этот лагерь дневного пребывания в течение двух недель, смогли приобщиться к православным истокам своего народа, своей семьи, они совершили паломнические поездки в Калачинский кафедральный собор и в старейшую церковь Омской митрополии – Воскресенский храм Покрова пресвятой Богородицы.

У ребят была возможность посетить выставку, посвященную святителю Сильвестру, действующую в Калачинском краеведческом музее, посмотреть видеофильмы на православную тематику, послушать и разучить православные песни.

Не обошлось и без народных игр и занимательных конкурсов, и обязательного условия каждого дня - благого дела. Неоднократно мы встречались с ребятами, вели беседы.

О полезном времяпрепровождении детей заботились педагоги –Татьяна Владимировна Винтерголлер и Любовь Анатольевна Полозова.

Методическая поддержка в организации деятельности православной смены была оказана епархиальным отделом религиозного образования и катехизации.

С огромной пользой, интересом прошло православное лето для детей Калачинской епархии.

Такие летние детские православные смены необходимы для воспитания детей и подростков, их целостного развития и духовного становления и возможны они при наших совместных усилиях.

В заключении - хотелось бы выразить благодарность за сотрудничество в организации летнего отдыха детей:

  1. Комитету по образованию администрации Калачинского муниципального района;
  2. Комитету по культуре и искусству администрации Калачинского муниципального района;
  3. Территориальной детско-молодёжной общественной организации Калачинского муниципального района «Отважные мечтатели»;
  4. Кузьмину Виктору Александровичу, директору БОУ «Ивановская СОШ»;
  5. Винтерголлер Татьяне Владимировне, педагогу БОУ «Глуховская СОШ».

Спасибо за внимание!


Макшеева Наталья Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и культурологии ОмГПУ
"Формы духовного воспитания молодежи в сфере гуманитарного образования"

В своем сообщении я буду опираться на опыт работы со студентами филологами и культурологами Омского педагогического университета.

Главная форма духовного воспитания для наших студентов - это сами тексты культуры, приобщение к культурной традиции. Студенты филологи изучают литературу, начиная с античной эпохи. Студенты культурологи знакомятся с историей мировой живописи, литературы, архитектуры, кино. Приобщение культурной традиции влияет не только на рациональную сферу человека, делая его грамотным, расширяя его кругозор, но обогащают духовно. В чем это проявляется?

У студентов формируется эстетический вкус. Они уже не могут смотреть «плохое кино» читать «плохую литературу». Пропадает всеядность: студенты становятся не восприимчивыми к продуктам современной массовой культуры, которая засоряет сознание многих людей. От страшного демонизирующего воздействия этой культуры они оказываются в какой-то степени защищены. Конечно же, этого не скажешь о средствах массовой коммуникации: телефоны, планшеты. Студенты этим пользуются, мы надеемся, избирательно.

В процессе обучения у наших студентов формируется тонкость восприятия, наблюдательность; диалог с художниками творцами формирует личностные качества. Однако нельзя сказать, что все студенты достигают духовной зрелости.

Естественная ограниченность светской формы образования состоит в том, что духовный рост не сопровождается духовной практикой, работой над собой, над своими личностными качествами. Эстетическая реальность и практическая действительность существуют параллельно, не пересекаясь.

В одной из статей Сергий Булгаков так выразил трагедию искусства: художник, приступая к творчеству, жаждет изменить мир, но реально меняет лишь кусок мрамора, с которым работает. Перефразируя Булгакова, можно сказать о трагедии педагога, который работает в гуманитарной сфере: он хочет способствовать приобщению души к вечности, но реально приобщает ее лишь к эстетической реальности, которая облагораживает душу, но не способна ее преобразить. Есть ли выход из этой ситуации? Как помочь студенту сделать следующий шаг в духовном развитии? Для себя я ответила так: нужно искать формы общения и взаимодействия студентов с верующими, воцерковленными людьми, прежде всего с православными священниками. Ведь нельзя забывать, что вера передается от сердца к сердцу.

Отчасти в нашем ВУЗе эту задачу решала музейная практика студентов культурологов. Основной темой практики была Древняя Русь. Студенты посетили Псков, Великий Новгород, путешествовали по «Золотому кольцу» Москвы. В таких поездках студенты встречались не только с экскурсоводами, но и со священниками, иногда с игуменьями монастырей, которые им проповедовали. Иногда руководители практики становились свидетелями неожиданной реакции студентов. Так, например, во время посещения Псково-Печерского монастыря студенты заявили, что они отсюда дальше никуда не поедут.

В прошлом году зимой ездили в Тобольск. После поездки мы попросили студентов написать отзывы, которые оказались неожиданно глубокими. Видно было, что на многих сильно повлияла атмосфера храмов и монастырей Тобольска и Тобольской области. (Отзывы студентов опубликованы на сайте Калачинской епархии. Материал называется: «Ехали в ссылку, а попали… в сказку»). К сожалению, финансовая ситуация не позволяет больше отправлять студентов на музейную практику. Однако можно совершать недорогие поездки за свой счет по Омской области. Одна такая поездка состоялась в 2013 году по инициативе студентов. У студентов было желание познакомиться с историей и архитектурой города Тары, посетить Тарскую центральную районную библиотеку, которая является своеобразным центром культурной жизни города. Эту поездку удобно было совместить с Пятницкими встречами, которые проводит епископ Тарский и Тюкалинский Савватий. Владыка три часа разговаривал с нашими студентами в библиотеке, затронув множество актуальных тем. Еще одна форма диалога с православными священниками - это приглашение их на занятия в рамках учебных курсов, когда к этому располагает изучаемая тема. Клубная деятельность также возможна в стенах университета.

Проблема состоит не в том, чтобы найти формы духовного воспитания, а в людях, которые способны эти формы поддержать. Ведь «где двое или трое соберутся во имя мое, там и я среди них».


Серебренникова Ирина Александровна, корреспондент районной газеты «Сибиряк»

Роль СМИ в духовно-нравственном воспитании молодежи

С первых лет своей жизни человек попадает в информационное пространство, создаваемое сетью массовых коммуникаций. Это его среда обитания, реальность современной культуры.

Сегодня изменились ориентиры и взгляды молодежи: во главу угла ставятся материально-потребительские ценности. И способствуют этому СМИ и Интернет, где информация зачастую подается в искаженном виде. Все постперестроечное время наше общество подвергается массированной пропаганде насилия, садизма, порнографии. Как следствие – снижение культуры. Перестало быть нормой отношение к женщинам и девушкам с позиций идеалов любви и дружбы, материнства. Каждый день желтые СМИ рассказывают о подробностях изнасилований и убийств. И если воспитывать в человеке лишь животные рефлексы, мы и вырастим человека похожим на животное.

Наряду с такими качествами, как предприимчивость, деловитость, креативность, оперативность, жизненный оптимизм, тесно уживаются грубость, равнодушие, лень, самоуверенность. Умение сколачивать состояние для большинства является синонимом человеческого счастья. Причем цель – зарабатывание денег любым доступным путем. И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием. 

Как поднять уровень духовности? Его неотъемлемой частью является формирование позитивного мировоззрения на происходящие в стране процессы. Информация требуется молодому поколению для духовного роста, развития и формирования ценностной ориентации.

В противовес желтой прессе наша газета, 12-тысячный номер которой вышел сегодня, активно способствует этому своими публикациями.

Воспитанию любви к труду и уважению к людям труда служат материалы о семейных династиях, репортажи с предприятий, рассказы о героях жатвы, истории успешных фермеров и предпринимателей. Причем о молодых тружениках. (Владимир Федоров из аграрно-технического техникума.)

Воспитанию патриотизма – зарисовки о ветеранах Вов, очерки о прошлом нашего края. Общаясь с читателями, узнаешь, что они находят отклик в сердцах не только старшего поколения, но и молодежи. В уходящем году это были проекты «Улица Героя», «Город моей памяти», «Снится мне деревня» - об исчезнувших населенных пунктах.

Воспитанию духовности и культуры способствуют рассказы о культурных традициях народов, публикации, посвященные Году литературы «Как слово наше отзовется». Важное место в воспитании духовности занимает православная страница «Дорога к храму», она востребована не только верующим населением района, но играет значительную роль для тех, кто только приобщается к вере.

Воспитанию семейных ценностей – рассказы о любви и верности супружеских пар – как с солидным стажем семейной жизни, так и молодых, зарисовки о приемных семьях.

Воспитанию терпимости и толерантности – материалы о семьях, воспитывающих детей-инвалидов, их социальной адаптации, о мужестве и стойкости их родителей.

Тематические страницы «Право и общество», материалы рубрики «Из зала суда» помогают формированию законопослушного гражданина, знающего свои права и обязанности.

Как редактору отдела писем мне приходится работать с корреспонденциями разных авторов. Важную роль в формировании нравственных ориентиров играют письма постоянных корреспондентов В. П. Смеловой, Г. Н. Радченко, Н. А. Ивановой, А. В. Быковой, Е. П. Дунаевой и других. Среди них – дети и подростки: Ангелина Ааман, Снежана Дудкина, Екатерина Иванова, Полина Иванова, Елизавета Гладышева, Антон Лужный. Страницу «Сибирячок», где представлено творчество школьников и воспитанников детских садов, регулярно организуют работники центральной городской детской библиотеки.

Хотелось бы поблагодарить всех специалистов комитета по образованию, центра развития образования, коллективы и руководителей образовательных организаций за интересные темы и идеи. При всей своей занятости они находят время для сотрудничества с нашей газетой.