Владыка Петр совершил Чин воздвижения Креста в главном храме Муромцевского благочинияЧин воздвижения Креста, прежде чем получить настоящий свой вид, имел многовековую историю формирования. Известная в науке, как самая ранняя, запись этого чина сохранилась в так называемом Иерусалимском канонаре, относящемся по времени своего происхождения к 634—644 годам. Первую особенность изложенного чина, сравнительно с современным, составляет употребление в нем не одного, а трех крестов, из коих украшается и воздвизается и намащается благовониями только один.

Вторая особенность чина — не пятикратное воздвизание Креста, а, судя по трем ектениям, трехкратное. И третья особенность — это омовение воздвигнутого Креста, намащение его благовониями и целование. Все эти особенности, неизвестные современному чину, представляют собою не что иное, как воспроизведение в форме богослужебных обрядов тех исторических обстоятельств, какие имели место, по сообщениям греческих историков, в событии обретения Креста Господня.

Мать императора Константина Великого, равноапостольная Елена, прибыв в Иерусалим, после тщательных раскопок в нем, обрела Крест Господень, лежавший в земле вместе с крестами двух разбойников. Свидетельство свыше указало Крест Господень. Найденные кресты были возложены поочередно на смертельно больную женщину, которая от прикосновения к ней третьего из крестов исцелилась. Созомен (V в.) добавляет еще одну деталь этого события. Он говорит, что епископ Иерусалимский Макарий начал возлагать на больную кресты один за другим, «сотворив наперед молитву и дав знать зрителям, что Божественный Крест должен быть тот, который, будучи возложен на женщину, исцелит ее от болезни» .

В чине воздвижения, как он излагается в Иерусалимском канонаре, нетрудно опознать эти исторические обстоятельства. В самом деле, в обоих случаях, то есть и в событии обретения Креста Господня и в древнейшем чине воздвижения, мы имеем дело с тремя крестами. Так же не случайно в данном чине и троекратное воздвизание креста или крестов. Оно воспроизводит нам два исторических обстоятельства: воздвижение патриархом Макарием Креста Господня, с одной стороны, и воздвижение трех крестов на больную женщину, с другой. Ектения и пятидесятикратное «Господи, помилуй» на каждом из трех воздвизаний обязаны своим происхождением тому моменту, когда, по преданию, патриарх Макарий воздвизал Животворящий Крест, а народ взывал: «Господи, помилуй»; песнопения же, сопровождающие каждое из воздвизаний, говорят об обстоятельстве поочередного возложения крестов на больную женщину. В самом деле: в чине, когда иерей делает первое воздвизание Креста, лик поет стихиру, относящуюся не ко Кресту Господню, как к таковому, а к иному орудию его казни — «Поклоняемся, Христе, копию прободившему...» Равным образом при втором воздвизаний певцы поют стихиру, которая не относится непосредственно к Кресту Господню, как к таковому, но говорит вообще о значении для нас голгофских страданий Христа: «Просвети нас на Крест Твое восшествие…», и только при третьем воздвизаний мы слышим стихиру, в своем содержании непосредственно обращенную к животворящему древу — «Кресту Твоему покланяемся, Владыко».

Проследим события обретения Креста Господня далее. Хотя историки об этом и не говорят, но должно с несомненностью полагать, что Крест Христов, лежавший почти три столетия под землей, по отыскании его оказался покрытым прахом. Надо думать, что он был тщательно очищен от этого праха, омыт, быть может, намащен благовониями, и потом предложен для целования присутствовавшим. Это все мы видим в древнейшем чине воздвижения.

Замечательно то, что упомянутые действия — омовение и намащение Креста благовониями и его целование — происходят в конце чина. Безусловно, в таком порядке протекали и обстоятельства обретения Креста Господня. Трудно допустить, чтобы патриарх Макарий, откопав три креста, сначала их очистил от праха, намастил, а потом стал возлагать на больную. Надо полагать, что это воздаяние благоговения животворящему древу последовало после того, когда была установлена его принадлежность Христу.

Итак, в самом раннем чине воздвижения Креста мы видим воспроизведение исторического события обретения Креста Господня и первого его воздвижения. Самое это историческое событие, таким образом, положило начало чину воздвижения.